Сложно уговорить детей, а особенно подростков, нормально поесть. Они питаются чипсами, гамбургерами и наотрез отказываются от овощей и нормального ужина. Рассказываем, как наладить отношения ребенка с едой и что делать, если они уже испорчены.
Что значит правильно
Сбалансированное питание — это способ покрыть все энергетические затраты ребенка для гармоничного роста и развития. При правильном рационе достаточное количество питательных веществ обеспечивают нормальный обмен веществ и дают ребенку силы для познания мира.
«Согласно отечественным и зарубежным рекомендациям, — объясняет педиатр GMS Clinic Мария Фадеева, — ежедневно в рационе ребёнка должны присутствовать: овощи, фрукты, сложные углеводы: крупы, картофель, хлеб, паста, продукты, богатые белком: мясо, рыба, яйца, бобовые, орехи, молочные продукты: молоко, сыр, йогурт, кефир, творог; детские молочные смеси или грудное молоко для детей раннего возраста при потребности, растительные и животные масла, вода».
То есть, чтобы нормально развиваться, ребенку достаточно каждый день съедать немного фруктов, овощей, белка, сложных углеводов и молочных продуктов. Форма приготовления не так важна. Варить каждый день супы или каши не обязательно, если ребенок их не ест.
«Суп — вариант приготовления блюда, — рассказывает Мария Фадеева, — если ребёнок отказывается от него, можно предложить те же продукты в другом виде. Температура пищи должна быть комфортной, очень горячую еду не стоит употреблять».
Объем рациона зависит от физической активности ребенка, возраста и образа жизни. Дети едят больше во время периодов активного роста и активных занятий, но меньше при болезни или долгом сидении дома. Родителям часто кажется, что ребенок мало ест. Но если он активен и хорошо растет, то питания хватает.
При настоящей нехватке питательных веществ он больше спит, нервничает, жалуется на слабость и не может долго гулять. Ногти легко ломаются и слоятся, кожа шелушится, а в углах губ могут появиться трещины.
«Нужно обсудить с педиатром рацион питания, — говорит Мария Фадеева, — если ребенок отстает в развитии, плохо прибавляет в весе и медленно растет. А также есть лишний вес и проблемы со стулом: запоры, диарея. Могут быть жалобы жалобы на тошноту, изжогу, отрыжку и боль в животе».
Почему это важно
Нездоровое питание влияет не только на физическое и психическое состояние ребенка. Дети, которые питаются неправильно, находятся в группе риска по развитию ожирения и расстройств пищевого поведения, то есть формирования нездорового отношения к еде. Такое расстройство может развиться в ситуации, когда еда становится не источником энергии, а поводом для тревоги и отрицательных эмоций.
По словам кандидата психологических наук, детского психолога клиники «Фэнтези» Юлии Себелевой, выделяют три основные фактора риска развития расстройств пищевого поведения:
- Генетический. Известны некоторые гены, которые значительно увеличивают риск развития РПП.
- Психогенный, он связан с пережитыми сложными травмирующими событиями. РПП в таком случае может возникнуть как вариант адаптации к тяжелой ситуации.
- Стереотипы и установки про телесные стандарты и смещение образа тела в сторону худобы.
«Некоторые особенности питания, — рассказывает Юлия Себелева — уже в младенческом возрасте могут быть факторами риска развития расстройств пищевого поведения: отказ младенца от груди, малоежки и дети, которые передают и не чувствуют насыщения. Но обычно, эти особенности сочетаются с высоким уровнем материнской тревоги в раннем периоде общения с ребенком. Это может быть послеродовая депрессия, собственные убеждения по поводу еды, семейные особенности питания».
Как сформировать правильные пищевые привычки
Важная рекомендация — семейный пример, когда родители меняют свой образ жизни и начинают питаться правильно. Перейти на здоровое питание сложно, особенно если воспринимать это как ограничение ради ребенка. Но если подросток постоянно слышит о пользе овощей от родителей с чипсами в руках, пользы от этого не будет.
«Если в семье принято есть не очень полезную еду, — говорит Юлия Себелева, — то неудивительно, что ребенок тоже будет так питаться. Но такие привычки возможно исправить, если вся семья пересмотрит важность культуры пищевого поведения и включит формирование здоровых пищевых привычек для заботы о себе и своих близких».
Также важно, когда родители относятся к еде спокойно и не заставляют доедать. Ребенок не должен съедать половину взрослой порции или все, что родители считают нужным положить в детскую тарелку. Поэтому не нужно стыдить за недоеденную кашу или рассказывать про африканских голодающих детей, чтобы вызвать чувство вины.
«Когда родители насильно заставляют есть, — предупреждает Юлия Себелева, — это травматично и увеличивает риск расстройства пищевого поведения».
С раннего возраста полезно поощрять исследовательский интерес к еде, не бояться давать попробовать разные продукты, чтобы ребенок расширял вкусовые ощущения и не думал, что еда может быть опасна.
«Мне симпатична идея педагогического прикорма, — говорит Юлия Себелева, — когда мама по кусочку даёт попробовать малышу то, что ест сама. Это не обязательно прожевать и проглотить, иногда достаточно дать попробовать на вкус для изучения.
Есть и другие способы формирования правильных пищевых привычек:
- Давать выбор. Хорошо, когда на столе есть несколько блюд, если ребенок не ест салаты, отдельно порезанные овощи могут привлечь его внимание и интерес.
- Менять форму подачи продуктов. Есть дети, которые не едят творог, но творожную запеканку пробуют с удовольствием.
- Не использовать гаджеты за едой. Об этом мы уже рассказывали. Увлеченные дети не замечают, что едят и в каких количествах, поэтому съедают больше и не замечают процесс поглощения пищи.
- Устраивать семейные ужины. Вместе собираться за столом, привлекать детей к приготовлению, рассказывать из чего делается еда и зачем нужно добавлять приправы. Во время ужина лучше не выяснять отношения. Не стоит в это время ругать ребенка за дневные провинности, чтобы семейный прием пищи не превратился в неприятную обязанность.
- Не запрещать нездоровую еду. Запреты и строгие ограничения приводят к тому, что ребенок с жадностью может накинуться на чипсы или торты сразу, как выйдет из-под родительского контроля.
- Добавлять физическую активность. Дети лучше едят после энергетических трат, поэтому прогулки, спортивные секции или другие мероприятия могут усилить аппетит и привлечь внимание к полезной еде.
- Не торопить. Постоянные замечания о медлительности только уменьшают желание сидеть за столом. Лучше заранее запланировать на еду больше времени.
«После 1-2-х лет важным становится внешний вид еды, — рассказывает Мария Фадеева, — происходит обучение нормам приема пищи. Поэтому стоит красиво сервировать стол, использовать яркую посуду, сочетать продукты нескольких цветов. Не кормите ребенка перед телевизором, пусть процесс принятия пищи будет осознанным».
Вне дома сложнее наладить питание. Непривычная еда и отсутствие выбора в школе или детском саду приводят к тому, что ребенок плохо ест или покупает на переменах булочки, чипсы и другую вредную еду.
«К сожалению, качество питания в школах и детских садах, — говорит Юлия, — серьезная проблема. Сам факт привыкания к другой пище для детей может быть стрессом. В каждом отдельном случае нужно придумывать для ребенка возможные способы адаптации. Для кого-то это поиск перекусов, которые можно взять с собой. Другие дети со временем привыкают и начинают есть школьную еду».
Как говорит Мария Фадеева, перекусы должны быть удобными для питания, долго храниться вне холодильника и правильными по составу.
«Для перекуса подойдут, — говорит Мария Фадеева. — аккуратно нарезанные свежие овощи и фрукты, сухофрукты, ягоды, цельнозерновой хлеб, сыр, йогурт. Лучше использовать контейнер с отсеками, чтобы пища не размазывалась и не перемешивалась в „непонятную массу“. Можно предложить ребёнку участвовать в заполнении ланч-бокса самому».
Что делать, если ребенок не ест полезную еду
Если он уже привык питаться неправильно и это сказывается на его здоровье, то в первую очередь нужно пересмотреть семейный подход к еде. Убрать всю нездоровую еду из дома, на перекусы предлагать фрукты, орехи и овощи.
Не нужно критиковать внешний вид — это не поможет улучшить питание, но может усугубить подростковые проблемы и переживания. Лучше рассказывать как полезная еда помогает улучшить внешний вид и состояние кожи.
«При неэффективности обычных способов, — предупреждает Мария Фадеева, может потребоваться помощь специалистов: педиатра, гастроэнтеролога, психолога».
Если ребенок отказывается от еды, постоянно говорит, что он толстый, неадекватно оценивает свою внешность или все время рассуждает о диетах — это могут быть первые признаки расстройства пищевого поведения. В этом случае нужно обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Возможно, понадобится семейная терапия, так как большинство пищевых нарушений у детей связаны с родительскими установками.
«Если родители заметили, что у ребенка есть сложности в отношениях с едой, — предупреждает Юлия, — это сигнал для восстановления детско-родительских отношений и поиска причин нарушений вместе со специалистом».
Важно запомнить
- Правило пяти продуктов помогает сформировать хорошее меню для ребенка
- Суп — необязательная часть рациона, если ребенок получает тот же объем тех же веществ из других блюд
- Дети больше едят в периоды роста или хорошей физической активности
- Риск расстройства пищевого поведения выше, если ребенка заставляют есть через силу и то, что ему не нравится
- Лучший способ наладить отношения ребенка с едой — родительский пример
- Если ребенок зациклен на еде или отказе от нее, нужно обратиться к психологу.