Семейные врачи — это особая категория врачей, образование которых продолжается всю жизнь, непрерывно, поскольку им приходится осваивать смежные квалификации, быть в курсе мирового научного опыта и практики. Артемова Светлана Николаевна, ведущий семейный врач GMS Clinic, рассказала о семейной медицине.
Получая медицинское образование, вы знали, что станете именно семейным врачом?
Нет. Но к тому времени, когда в 2003 году я пришла работать в Американский медицинский центр, где начинала карьеру семейного врача, я закончила с отличием институт, аспирантуру, занималась нефрологией и уже многое умела как терапевт. Тогда семейная медицина, в западном понимании этого слова, в Москве была новым опытом и сильно отличалась от той семейной медицины, которую преподавали в московских ВУЗах. Мне посчастливилось начинать в команде пионеров этого дела и настоящих профессионалов.
В чем преимущества семейной медицины на Ваш взгляд?
Доктор, квалификация которого позволяет самостоятельно, без помощи специалистов, поставить диагноз, экономя время и силы пациента. К нам приходят люди, ведущие активную деловую, творческую и светскую жизнь, время которых расписано по минутам. Поэтому в течение часа, а на первичный осмотр уходит не меньше часа, врач должен определиться с существующей проблемой и сразу дать первые рекомендации. Такой подход обеспечивает рассмотрение существующей проблемы в контексте целостного организма с учетом особенностей каждого конкретного человека.
Если налаживаются доверительные отношения между врачом и пациентом, то доктор получает представление о нюансах наследственности, характере работы, образе жизни, заболеваниях и пациента и членов его семьи.
В более серьезных случаях, семейный доктор направляет пациента к профильному специалисту, с которым тесно взаимодействует в процессе лечения. Это так же бережет время, усилия и средства пациента. Причем для оказания необходимой услуги по желанию пациента мы можем связаться с клиникой в любой стране мира. В GMS есть международный отдел, позволяющий дать необходимые рекомендации и адресное направление к конкретному врачу, который имеет лучший опыт для решения соответствующей проблемы. Мы полномасштабный международный проект, который работает в формате семейной медицины на мировом уровне. Среди наших пациентов есть жители из Великобритании, Италии, Франции, которые выбирают диагностику в России, в нашей клинике. Это связано и с тем, что квалификация семейного врача у нас объективно не ниже, а иногда и выше, а также врач такого уровня более доступен, чем в Европе и США, при чем, как и в материальном, так и в физическом смысле. Это так. Я проходила стажировку в Америке и в Европе и могу сказать, что на Западе семейный врач — это просто хороший менеджер здоровья, решающий элементарные медицинские проблемы. Наш семейный врач обладает квалификацией врача интерниста, что является более высокой ступенью в негласном табели о рангах.
Что касается клиники GMS, то здесь царит командный дух и коллегиальный подход. Основателю клиники, Игорю Краснолуцкому, удалось сформировать лучшую команду в Москве и это без преувеличения. Сюда пришли опытные, высококвалифицированные врачи из западных клиник Москвы, знакомые с особенностями работы с экспатами и людьми, которые привыкли к высокому уровню обслуживания. Наши врачи знают, как взаимодействовать с западными страховыми компаниями, ориентируются на европейский уровень медицинских услуг, в формате западной доказательной медицины. К тому же, они многогранные личности, с которыми повезло сотрудничать. Мы понимаем друг друга с полуслова, полувзгляда, потому что находимся в одной профессиональной системе координат, единой системе ценностей, когда решение проблемы пациента ставится выше всех других приоритетов. Эту атмосферу пациенты всегда чувствуют, отдавая предпочтения нашей клинике среди других достойных клиник Москвы.
Что означает западный стандарт для обычного пациента?
К нам не редко приходят люди, которые обращались к нескольким врачам и получали совершенно разные, часто диаметрально противоположные рекомендации по лечению. В европейской и американской практике это невозможно. Пациент получит одни и те же рекомендации по лечению от разных врачей, которые назначаются по результатам исследования. Для каждого состояния существует протокол, основанный на мировом опыте, на тысячах подтвержденных исследований, это и есть доказательная медицина. Задача врача — знать эти протоколы и следовать им, без разночтений и «самодеятельности». И это правильно, поскольку речь идет о здоровье и жизни человека. Единый стандарт существует и в системе обслуживания. Для сотрудников клиники нет никакой разницы, кем является пациент и как он оплачивает лечение. Протоколы доказательной медицины четко регламентируют методы диагностики и лечения, исходя из симптомов, а не формы оплаты. При этом мы сохраняем традиции элитарности, адресности, действительно семейной атмосферы. Кроме того, у нас осуществляется вертикальный и горизонтальный контроль качества оказания услуг. И для этого в клинике выстроена система непрерывного образования. Это стажировки и семинары в России, Америке и Европе, международное дистанционное образование, обмен опытом профессионального сообщества в социальных сетях. Профессия семейного врача — одна из немногих профессий в мире, подразумевающая непрерывное образование, продолжающееся в течение всей профессиональной деятельности.
Как влияет профессия врача на личную жизнь?
Дома я, прежде всего, жена и мама. Но поскольку я единственный врач в семье, то, конечно, забочусь о здоровье не только мужа и двух сыновей, но и родителей и всего родственного круга и круга друзей. Заботиться о людях, тем более близких, естественно для врача и женщины.