Звук «Р» и кое-что еще

Записаться

В наше время пока еще встречаются родители, уверенные, что логопед — это специалист только по постановке звуков. Чтобы развеять этот миф, давайте посмотрим из чего состоит наша речь, вместе с логопедом-дефектологом GMS Clinic Иванченко Дарьей.

Звук «Р» и кое-что еще

Мы говорим предложениями. Предложения состоят из слов. Слова из слогов. Слоги из звуков. Нарушения, сбои, задержки могут случаться в любой части этой цепи. Чисто произнесенные звуки — лишь верхушка айсберга, декоративное оформление речи, вишенка на торте.

Большинство детей развивается и овладевает речью спонтанно, без трудностей, для них это естественный процесс, не требующий вмешательства специалистов. Логопед встречается им на пути один или два раза в жизни — при поступлении в детский сад и школу, и лишь запись «речь по возрасту» останется напоминанием о том, что встреча состоялась.

Но кому-то логопед может пригодиться. Давайте разберемся кому и когда.

  1. Самая частая причина обращения к логопеду — необходимость коррекции звукопроизношения. В основном это дети дошкольного возраста от 4,5 лет. Раньше нужно обращаться, если у ребенка неверно звучат в словах Б-П, Т-Д, К-Г, Х, В-Ф, Н, М — те, что появляются раньше остальных согласных. Но бывают случаи, когда постановкой звуков логопед занимается со школьниками и даже со взрослыми людьми. Причины трудностей с произношением могут лежать в разных областях: распознавание конкретного звука или группы звуков нарушено, нет сформированной позиции языка при нормальном тонусе и подвижности или позиция сформирована неверно, снижен или повышен тонус речевой мускулатуры, или у ребенка особенности прикуса и строения речевого аппарата. Продолжительность работы зависит от множества факторов и всегда индивидуальна. Важнейшим фактором является мотивация и желание довести начатое до конца. Ведь результат почти осязаем: звука не было — звук есть, произносится верно и к месту, звук не исчезает в речевом потоке. Бывает и так, что запрос родителей идет на постановку звуков, а логопед на диагностическом занятии находит и другие проблемы речевого развития.
  2. Запуск речи. Все чаще встречаются дети, чья речь не стартовала в нужное время, ребенок не разговаривает совсем или разговаривает отдельными словами или слогами в возрасте после трех лет. В этом случае необходимо выявить причины задержки или отсутствия, составить план коррекции. Почти в 100% таких случаев требуется консультация невролога, психолога или психиатра. Сроки коррекции зависят от глубины нарушения, систематичности занятий, слаженной работы команды «специалист-родители-ребенок». Родителям здесь важно знать, что запуск речи — интенсивный процесс, похожий на попытку проскочить в закрывающиеся двери лифта. Своевременность обращения и начала работы — основные составляющие успеха.

Звук «Р» и кое-что еще

  1. Комплексные нарушения речи: бедность словаря, неверное грамматическое оформление речи, нарушения слоговой структуры, трудности со связными высказываниями, пересказом, запоминанием текстов, стихотворений. Часто с этим обращаются после 4 лет, ребенок заговорил без помощи специалистов, но позже обычных сроков, и развитие речи идет особым способом. Эти случаи требуют коррекции каждой линии речи, дети осваивают родную речь как иностранный язык — с помощью обучения. Часто такое же обучение требуется детям из двуязычных семей, где оба языка являются ведущими и иногда возникает путаница.
  2. Проблемы с освоением чтения и письма. Эти трудности выявляются уже после поступления в школу, их не всегда можно предсказать, предвидеть и предотвратить, но по косвенным признакам уже в дошкольном возрасте в некоторых случаях можно распознать риски и начать профилактику, которая позволит снизить объем трудностей и найти способ овладения знаковыми системами, подходящий конкретному ребенку. И не всегда этим будет заниматься логопед, а возможно понадобится нейропсихолог. К нему дети часто попадают именно через логопеда.
  3. Специфические нарушения речи при снижении интеллекта, слуха, зрения, эмоционально-волевой сферы, а также заикание. В этих случаях логопед выступает как часть команды группы специалистов, ведущих ребенка.

Важно отметить

Логопед — не врач, а специалист по обучению речи. Эта профессия находится на стыке медицины и образования. Логопед знает психологические и неврологические основы речи, изучает анатомию речевого аппарата, получает специальное высшее образование и в процессе работы находится в тесной взаимосвязи с неврологами, психологами, нейропсихологами, ортодонтами, ЛОР-врачами и психиатрами. Ведь причины тех или иных речевых нарушений иногда являются вторичными после возникновения тех или иных основных заболеваний или же трудностей в жизни ребенка.


Детский логопед-дефектолог