Некоторые люди погружаются в искусственный мир: репетируют диалоги, планируют действия, беседуют с персонажами. Иногда эти мысли мешают учиться и работать, а иногда расслабляют и снижают тревогу. Один американский психотерапевт дал этому название — «навязчивые грезы». Вот что важно знать о них еще.
Что такое навязчивые грезы
Это — перевод термина «maladaptive daydreaming». Так исследователь Илай Сомер назвал явление, при котором человек погружается в придуманный мир. Содержание фантазий — любое. Мечтатель уходит в мир любимого аниме или в викторианскую эпоху. Человек до мелочей продумывает диалоги с персонажами и окружающую обстановку. Он проживает вторую жизнь в своих фантазиях: влюбляется, строит карьеру, покупает квартиру или дом, сражается с врагами, играет за любимую команду в футбол.
Maladaptive daydreaming — это наплывы детальных фантазий и грез, которые влияют на жизнь человека и отвлекают от повседневностей деятельности. Это состояние до недавнего времени крайне редко фигурировало в медицинской литературе. Оно не признано отдельным расстройством и в классификации DSM и МКБ его нет, поэтому оценить распространенность среди населения невозможно.
Триггером служит звук, событие или тема разговора. Многие непроизвольно уходят в выдуманный мир, когда идут быстрым шагом или слушают музыку. Иногда события в грезах поглощают человека, и он шевелит губами или отвечает персонажам вслух, танцует, гордо взмахивает воображаемым посохом или мечом, рискуя попасть в неловкую ситуацию.
Навязчивые грезы — это не галлюцинация. Дейдример осознает, что фантазия нереальна, а если захочет — выходит из нее и возвращается обратно. Этим навязчивые грезы отличаются от психоза или галлюциноза, когда человек с трудом различает обман восприятия и реальность. Некоторые мечтатели боятся заболеть шизофренией, и зря — у нее другие причины. Хотя навязчивое фантазирование — это не болезнь, а симптом, который бывает как у здоровых, так и у людей с психическими расстройствами. Часто его обнаруживают вместе с депрессией и обсессивно-компульсивным расстройством.
«Патологическое фантазирование встречается при нарциссическом расстройстве личности. За красивым фасадом властной, отчужденной, холодной, унижающей других личности скрываются руины: внутренняя пустота, стыд, неуверенность в себе. Человек тратит много сил, чтобы заявить о своем превосходстве, доказать, что он хорош, заглушить чувство стыда, — рассказывает психолог GMS Clinic Инна Пасечник. — Оставшись один, он тут же сталкивается с одиночеством, пустотой и собственной ничтожностью. И неплохой способ заглушить болезненные ощущения — погрузиться в фантазии о том, как он прекрасен и везде всего достиг».
Откуда берутся
Это копинг-стратегия — способ психики адаптироваться к хронической неблагополучной ситуации. Когда нельзя выйти из травмирующей обстановки, остается погрузиться во внутренний мир, где безопасно и спокойно, все события предсказуемы, а проблемы легко находят решение.
«Отключение, уход в небытие — это ранние способы реагирования на неприятную ситуацию. Младенцы еще не фантазируют, но они точно умеют уходить «внутрь», выпадать из реальности. После трех лет ребенок фантазирует — представляет сюжеты, картинки и мультики. Если он сталкивается с непереносимым условиями, самый быстрый и доступный способ выйти из реальности, не чувствовать боль, в том числе — физическую, — это о чем-то помечтать, — говорит Инна Пасечник. — Это быстрый и хороший метод спастись из травмирующих обстоятельств. Бывает так: ребенок отвлекается на уроке, мечтает. Учитель жалуется на его невнимательность родителям. Если они ведут его к школьному психологу, часто выясняется, что в семье не все спокойно. Например, мама и папа разводятся, а ребенок тревожится. Чтобы снять беспокойство, он уходит в мечты».
Продолжение статьи Вы можете прочитать по ссылке в источнике.