Игорь Краснолуцкий, основатель и управляющий партнер GMS Clinic and Hospitals, подвел итоги года, поделился прогнозами и опытом покупки клиник с онлайн-журналом «Секреты успеха клиники» компании Medesk.
Каким вам запомнится уходящий 2017 год?
Для нас это был хороший год. Мы зафиксировали 30% прибавку по доходам и количеству пациентов. Продолжается расширение ассортимента услуг: запущена клиника ЭКО, центр хирургии, увеличены мощности стоматологии, уже в январе открывается хирургический стационар. Кроме того, расширены площади в клинике на Смоленской и в Санкт-Петербурге. В следующем году мы планируем открытие полномасштабной детской хирургии и реанимации, собственной зуботехнической лаборатории, а также дальнейшее развитие перспективных направлений.
Не думаю, однако, что мы — типичный для отрасли пример. В течение года многие коллеги отмечали сезонные колебания спроса, падение доходности в некоторых специфических нишах и даже потребность в антикризисном менеджменте в регионах. По всей видимости, рынок растет, но растет медленно и неравномерно — как географически, так и секторально.
Ваш прогноз по частному здравоохранению на 2018 год?
Приведу аналогию. Допустим, вы аккуратно и грамотно ведете пациента с острым панкреатитом. Вроде бы каждый день его показатели улучшаются: общее состояние, амилаза, C-реактивный белок. Но эти показатели все равно в двести, а то и четыреста раз хуже, чем у здорового человека. То же самое можно сказать и про ситуацию в отрасли. Семнадцатый год был лучше, чем шестнадцатый, но далек от здорового состояния.
Думаю, что тенденция сохранится: мы увидим умеренный рост в среднем сегменте, хорошую динамику покажут сетевые организации, а вот в сегменте эконом-класса будет коррекция. Это одна из тех рыночных ниш, в которых ожидается высокая волатильность в связи с тем, что государственные клиники, расширяя ассортимент платных услуг, тоже развиваются. Многое будет зависеть от поведения регуляторов — как реального, так и декларируемого.
С одной стороны, регуляторы могут начать агрессивно стимулировать спрос на государственную медицину. Вероятность такого сценария невелика, но не равна нулю. С другой стороны, есть немало примеров обратной тенденции: частных операторов, работающих совместно с государством по государственным тарифам. Обычно речь идет об услугах по программе оказания высокотехнологичной помощи. Пока это скорее точечные кейсы, но они наглядно показывают, что частно-государственное партнерство может быть оправданным и выгодным. Говорить о премиальном качестве не приходится, но предприниматели лучше следят за издержками, лучше знают методы обеспечения эффективности и умеют быстро добиваться безубыточности. В Москве есть клиники, которые специализируются на работе по ОМС и стабильно показывают хорошие финансовые результаты.
Я бы рекомендовал коллегам, особенно в регионах, брать этот опыт на заметку. В условиях снижения спроса, партнерство с государством и страховщиком может быть крайне интересным.
Как инвестору выбрать клинику для покупки?
Всегда есть небольшое число клиник, балансирующих на грани убыточности — это естественно для относительно молодого рынка. В ситуации общей неопределенности их положение становится еще более шатким, и владельцы нестабильного актива закономерно начинают обдумывать возможность его выгодной продажи. Проблема в том, что наличие предложения не гарантирует наличия спроса.
На мой взгляд, продавать и покупать надо не когда все плохо, а когда все хорошо — иначе оценить рациональность покупки становится слишком трудно.
Текущую волатильность рынка сложно назвать экстремальной, и те бизнесы, которые выставляются на продажу сейчас, скорее всего являются проблемными. Как показывает практика, надежда на антикризисный менеджмент и инвестиции может не оправдаться.
Причина убытков не всегда кроется в плохом операционном менеджменте — в конце концов, управляющую команду всегда можно сменить. Бывает, что убытки обусловлены фундаментальными, объективными факторами: неактуальная локация, неудобная логистика, ориентация на узкую аудиторию, зависимость от одного-двух крупных плательщиков, которые по каким-либо причинам перестают сотрудничать с клиникой. Может показаться, что временно убыточная клиника очень перспективна, но будьте внимательны, это не всегда так.
Расскажите о своем опыте покупки клиник
В конце двухтысячных у нас была успешно функционирующая клиника на Рублевке. Когда подошел очередной срок продления аренды, договориться не получилось, и нужно было либо переезжать в неподготовленное помещение, либо покидать место. Мы выбрали нечто среднее: купить недорогую проблемную клинику вместе с оборудованием и переехать туда.
Быстро нашелся подходящий вариант — на территории оздоровительного комплекса одного из местных закрытых поселков. Поначалу неудобное расположение не казалось проблемой, важнее было задержаться в престижном регионе Подмосковья. Уже скоро выяснилось, что несмотря на зажиточность пациентов, экономическая эффективность проекта оставалась низкой. Что бы мы ни делали, исправить ситуацию так и не получилось — пришлось продать оборудование и закрыть эту клинику.
Безусловно, сыграл свою роль кризис 2008 года. Многие состоятельные резиденты Рублевки были вынуждены продавать имущество и переезжать, уменьшая и без того немногочисленную аудиторию. Однако, я склонен считать, что в неутешительном результате виноваты и мы сами. Во-первых, мы недооценили объем необходимых инвестиций и просто не обеспечили должного финансирования. Во-вторых, сказался крайне неудачный выбор локации. Мы предполагали, что могут быть трудности с логистикой, но не подозревали, что пациентам будет настолько неудобно.
Есть, правда, и позитивный пример — локация в Санкт-Петербурге, купленная нами некогда убыточная клиника. Для нее очень долго не получалось подобрать работающую модель, и несколько лет подряд приходилось терпеть убытки. Большинство партнеров успели разочароваться и выйти из проекта. Тем не менее, ситуацию удалось стабилизировать, и сейчас клиника развивается и приносит прибыль.
Факторы оценки клиники для покупки
- Во-первых, это локация. В нашем бизнесе, как в ресторанном, есть три фактора успеха: расположение, расположение и еще раз расположение. Важно понимать, однако, что правильное помещение для клиники совсем необязательно находится на престижных центральных площадях городов или исторических кварталах. В зависимости от медицинской специализации, успешная клиника может находиться и на окраине города, и рядом с безлюдным парком — главное, чтобы пациентам было удобно.
- Во-вторых, это команда. Она должна быть опытная и сплоченная — и сплоченная не против собственника, как это иногда бывает, а вместе с ним вокруг любимого дела.
Без хорошего коллектива врачей и управленцев, оборудование и стены не имеют никакой ценности. В конце концов, помещение всегда можно построить, а вот быстро найти настоящих профессионалов почти невозможно.
Новичкам в частной медицине я бы посоветовал искать партнеров, у которых есть опыт успешных реализованных проектов. Пусть выступают в роли инвесторов, но с опорой на экспертизу более опытного коллеги. Это общепринятая практика в ресторанном и отельном бизнесах, она же работает и в частной медицине.
Каким вы видите развитие своих клиник?
Мы двигаемся по пути расширения ассортимента услуг, которые мы можем оказывать сами. Полного спектра у нас не получится, но заполнить пустующие и неразвитые ниши будет экономически выгодно и полезно для отрасли в целом. Главное — найти квалифицированных специалистов, а финансовые и организационные проблемы решаются на уровне хорошего менеджмента. Мы стараемся придерживаться своего формата — бутик-клиники от 1000 до 2000 кв. м. Мы видим, что этот формат нравится и нам, и пациентам. Мы понимаем, как он работает, как его загружать и как обеспечить синергию таких небольших подразделений.
Как обеспечить рост клиники достаточным количеством хороших врачей?
Как таковая, проблема поиска врачей для нас остро не стоит: мы смогли найти достаточное количество специалистов, чтобы обеспечить и текущие проекты, и проекты, запланированные на следующий год. Вместо этого, в полный рост встает типичная для растущих коллективов проблема долгосрочной лояльности.
В целом, я стараюсь идти людям навстречу. Бывает, что мы даем сотруднику попробовать себя на новой руководящей должности, и он настолько входит во вкус, что уже не хочет возвращаться к практике. Можно попробовать подобрать ему позицию в одной из клиник компании — в таких случаях люди часто соглашаются на переезд. Бывает, что врач вырос и хочет открыть свою практику. Я считаю, что это хорошо, это говорит о том, что врач квалифицированный и уверенный в своих силах. Ему стоит вовремя предложить интересный совместный проект или особенный компенсационный пакет.
Те редкие случаи, когда человек все же решает уволиться несмотря ни на что, обычно являются результатом того, что мы действительно не смогли предложить ему то развитие, которого он заслуживает. Пытались, но не смогли. Тут можно только развести руками и пожелать успехов на новом месте.
Я знаю, что в некоторых других сетях это очень проблемный вопрос. Людей пытаются ставить в строгие рамки, мешают развиваться, устраивают скандалы при увольнении. Можно понять, почему так происходит — управленцы боятся, что доктора будут уходить вместе с пациентами. Мне кажется, такой подход демонстрирует слабость менеджера, это значит, проблему искать надо в себе, а не в покинувшем компанию ценном сотруднике.
Источник: medesk.ru